Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей.
При зачислении ребёнка в детский сад в его жизни происходят большие перемены, которые могут быть для него не всегда весёлыми и желанными. Это связано с тем, что в саду вся обстановка и правила совершенно другие нежели дома. Однако самым трудным испытанием для малыша является разлука с мамой. У большинства детей это вызывает напряжение, неуверенность и даже тревожность, что отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребёнка о детском саде.
Детский сад – начало нового периода в жизни ребенка. Это резкое изменение привычного образа жизни. И далеко не все дети легко переносят эту перемену. Составляя прогноз длительности периода адаптации самостоятельно, необходимо учитывать, что он зависит от многих причин:
- От особенностей нервной системы, т.е. наличия диагнозов например, ЗРР (задержка речевого развития), ММД (минимальная мозговая дисфункция) и возраста ребенка;
- От наличия тренированности адаптивных механизмов;
- От состояния здоровья (особенностей протекания беременности и родов; заболеваний ребенка в 1-й год жизни);
- От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой он находится в садике (несоответствие режима дня);
- От разности в методах воспитания у родителей и воспитателей.
Чтобы идти в детский сад без слез, сцену прощания превратите в ритуал:
- собираясь, отвлеките ребенка. Попросите принести платочек, сумочку. Спросите, какая игрушка пойдет сегодня вместе с нами;
- в раздевалке подержите пару минут малыша на руках, поцелуйте. В это время уточните, когда придете;
- передайте ребенка «хорошей тете», помашите ручкой «пока-пока», «поки» или другие слова-жесты, которые будут только ваши;
- не затягивайте расставание, даже если громогласный рев сотрясает стены. Это проверка ваших нервов, и от того, как вы пройдете испытание, зависит психическое состояние ребенка и воспитателя.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад.
- В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы (проясняйте ситуацию, тревожащую вас, в мягкой форме или через специалистов).
- Наказывать ребенка детским садом и в числе последних забирать домой.
- Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия. При малейшем страхе он бежит искать защиты у взрослых, ведь своего опыта поведения у него еще нет. Поэтому родителям необходимо дать образец новых форм поведения в изменившихся условиях.
Адаптация закончена, если:
1. У ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, хорошо кушает и спокойно спит;
2. У него отсутствуют заболевания, есть динамика массы тела;
3. Наблюдается динамика психомоторного развития.
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.
Выполняйте данные рекомендации и тогда ваш ребенок легко, и без тяжелых переживаний справится с предстоящим испытанием, а его адаптация не будет мучительной ни для него, ни для вас.