ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
1. Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Необходимо чередовать умственное напряжение с физической активностью.
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.
В психогимнастику могут входить:
- Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;
- Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;
- Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
- психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.
3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.
4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Каждый детский коллектив настолько уникален, что только интуитивным путем, опираясь на свой педагогический опыт, на основы психологии, и на общие закономерности и составляющие психологического климата можно наладить взаимоотношения с группой детей. Чем выше авторитет педагога, тем больше детский коллектив поддается управлению.