Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду)
Консультация для родителей
Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-дефектолог (детский логопед), встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организованной логопедической помощи.
Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных детских образовательных учреждениях, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских центрах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
В зависимости от вида речевого расстройства существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи:
- у ребенка очень ограничен словарный запас, по сравнению с детьми его возраста;
- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
- он не повторяет за Вами слова;
- ребенок испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз;
- ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить отдельные слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы;
- присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз;
- ребенок не может использовать при разговоре отдельные звуки, часто неправильно выговаривает звуки, смешивает, искажает или заменяет звуки.
Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики.
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
- полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту, памяти и мышлению.
Помните! Нерешенные проблемы с речью в раннем возрасте, в будущем могут вызвать затруднения при обучении чтению и письму.