Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Индивидуальный подход к ребенку

Дата: 16 марта 2021 в 11:57, Обновлено 14 июня 2022 в 00:13
Автор: Кулеш Т. М.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕБЁНКУ

     Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

      Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

     При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность.

    Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в образовании. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно- эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать дружественные отношения с товарищами.

Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента

У каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И.П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов.

Основные свойства темпераментов детей

Холерик. В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Быстрый темп, эмоциональнось в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Сангвиник. Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых, является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Адаптация к УДО легкая и быстрая.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представление ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

Флегматик. Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, сдержанность, несклонность к риску, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К УДО адаптируются долго.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям  и рациональному использованию времени при выполнении задания. 

Меланхолик. Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Характерен высокий уровень тревожность. Предпочитают тихие уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К УДО адаптируются с трудом.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. При устных ответах необходимо подбадривание, создании ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.